Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/560"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
это было первоначальным состоянием тех детей, родителей
которых Он низвел до животной жизни и смерти, как
написано: "Человек в чести не пребудет; он уподобится
животным, которые погибают" (Пс. XLVIII, 13). Различие
разве в том, что младенцев мы видим еще более слабыми,
как по телесной силе, так по силе желаний, нежели самые
слабые детеныши животных; потому что сила человеческая
тем более обнаруживает превосходства над прочими живот-
ными, чем более она сдерживает свое стремление, подобно
стреле, отвлекаемой в противоположную сторону при на-
тяжении лука.
Итак, за непозволительную самонадеянность и в спра-
ведливое осуждение первый человек не ниспал или не
был низведен до этого первоначального младенческого
состояния; но в нем так повредилась и изменилась чело-
веческая природа, что он стал испытывать в членах проти-
воборствующее и неповинующееся вожделение и подвер-
гаться неизбежной смерти; а затем и рождать то, чем
сделался сам вследствие порока и наказания, то есть
подлежащим греху и смерти. Если же, по благодати Хода-
тая, дети освобождаются от этих уз греха, то они могут
подвергаться только той одной смерти, которая отделяет
душу от тела; во вторую же смерть, служащую бесконеч-
ным наказанием, будучи освобождены от уз греха, не
переходят.
Глава IV
Но если кого-либо смущает то, почему и этой смерти,
коль скоро она служит наказанием за грех, подвергаются
те, виновность которых уничтожается благодатью, то этот
вопрос уже рассмотрен и разрешен в другом нашем со-
чинении, которое мы написали о крещении младенцев4'.
Там сказано, что душе потому оставляется испытание через
разлучение с телом даже после уничтожения уз греха, что
если бы за таинством возрождения тотчас последовало бы
* Dc peccator. remiss, ct remiss, deque bapt. parvul. 1. II, cap. 30,
31.
558