Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/56"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
любви Христовой, не были такими судьями моего со-
чинения, которые желают получать все новые и новые
ответы, слыша, что есть какое-либо возражение против
того, что они читают; иначе будут они подобны тем
женщинам, о которых упоминает апостол: "Всегда учащихся
и никогда не могущих дойти до познания истины" (И
Тим. III, 7).
Глава II
Итак, в предыдущей книге, когда я начал говорить о
граде Божием, которому, с помощью Божией, решил
посвятить весь этот труд, я счел необходимым прежде
всего дать ответ тем, которые войны, опустошающие наш
мир, в особенности же недавний разгром Рима, приписы-
вают христианской религии, возбраняющей служение мерз-
ким демонам; между тем, они скорее должны были бы
приписать Христу то, что варвары ради имени Его, вопреки
правилам и обычаю войны, предоставили им для убежища
священные и самые обширные места, и не только дейс-
твительным рабам Христовым, но во многих случаях и
самозванцам оказывали такое почтение, что и дозволенное
по отношению к ним правом войны считали для себя
непозволительным. Отсюда возник вопрос: почему таких
божественных милостей удостоены были и люди нечестивые
и неблагодарные и, наоборот, почему те жестокости, ко-
торые совершались неприятелем, обрушились не только
на людей нечестивых, но и на благочестивых?
Над разрешением этого вопроса, коим задаются многие
в виду того, что все вообще обыденное, как дары Божий,
так и человеческие скорби, по большей части одинаково
и безразлично выпадают и на долю людей добродетельных,
и на долю порочных, я остановился несколько более, чем
было нужно в интересах предпринятого труда; это было
сделано главным образом ради утешения святых и благо-
честиво непорочных женщин, над которыми враги со-
вершили нечто такое, что оскорбило их стыдливость, хотя
и не отняло у них самого целомудрия: чтобы не тяготились
54