Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
более того, кто может и душу и тело погубить в геенне"
(Мф. X, 28). Так как это случится не прежде, чем после
такого соединения души с телом, что их уже никоим
образом нельзя будет отделить друг от друга, то может
показаться странным, что говорится об умерщвлении тела
такою смертью, при которой оно не оставляется душой,
но подвергается мучениям, будучи одушевленным и чув-
ствующим. Ибо то последнее и вечное наказание, о кото-
ром мы скажем подробнее в своем месте, справедливо
называется смертью души, потому что она не живет Бо-
гом; но как можно назвать его смертью тела, когда оно
будет жить душою? Ведь иначе оно не могло бы чувство-
вать тех самых телесных мучений, которые будут после
воскресения. Разве что, коль скоро всякого рода жизнь
составляет некоторое добро, а страдание — зло, то не
следует называть тело живущим, если душа существует в
нем не ради жизни, а ради страданий?
Итак, душа живет Богом, когда живет хорошо, ибо она
не может жить хорошо, если Бог не содействует в ней
тому, что хорошо; тело же живет душою, когда душа жи-
вет в теле, живет ли она при этом, или не живет Богом.
Ибо жизнь в телах нечестивых есть жизнь не души, а
тела. Такую жизнь могут сообщать им даже умершие, то
есть оставленные Богом души, своею собственной, какой
бы то ни было жизнью, вследствие которой они и бес-
смертны. Но при последнем осуждении, хотя человек и
не перестанет чувствовать, однако, так как само чувство
не будет доставлять приятного удовольствия и благотвор-
ного покоя, но будет мучительным вследствие страданий,
то жизнь эту справедливо следует называть скорее смер-
тью, чем жизнью. Второй же смертью она называется
потому, что бывает после той первой, вследствие которой
происходит разделение соединенных природ: Бога и ду-
ши или души и тела. Таким образом, о первой телесной
смерти можно сказать, что она добра для добрых и зла
для злых. Вторая же ни для кого не бывает доброй, так
как никто из добрых ей не подвергается.
556