Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/555"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
то каким образом может служить наказанием возвращение
в тела? И если Бог, о чем постоянно напоминает Платон,
содержит в вечном уме образы как всего мира, так и всех
существ, то каким образом Он не сотворил всего Сам?
Или Он не захотел быть Творцом некоторых тварей, хотя
для их сотворения Его неизреченный и достохвальный ум
владел надлежащим искусством?
Глава XXXVII
Истинная католическая религия справедливо признает
и проповедует, что Он — Творец всех животных в целом,
т. е. и их душ, и их тел. Стоящий во главе их (земных
животных) человек, созданный Им по образу Его, создан
один или по той причине, которую я привел выше, или,
возможно, по какой-то другой, неизвестной и более важ-
ной, но одиноким не оставлен. Нет никакого другого рода
существ до такой степени любящего раздоры вследствие
порока и в то же время столь общительного по природе.
Природа же наша ничем не могла так предостерегать от
порока несогласия до его возникновения или излечивать
от него после его обнаружения, как напоминанием о том
прародителе, которого Бог для того и сотворил одним,
чтобы это побудило к сохранению согласия многих. Со-
творением же ему жены из ребра ясно было показано,
какой любовью должны быть соединены муж и жена. Эти
дела Божий необычны, ибо были первыми. Те же, которые
не верят им, не должны верить никаким чудесам, потому
что чудеса и не назывались бы чудесами, если бы совер-
шались обыкновенным естественным порядком. Под уп-
равлением божественного провидения ничто не происходит
без причины, хотя бы сама причина и укрывалась от нас.
В одном из священных псалмов говорится: "Приидите и
видите дела Господа, — какие произвел Он опустошения
на земле"* (Пс. XLV, 9). Но почему жена была создана
* У Августина: "Приидите и видите дела Господа, — какие произ-
вел Он чудеса на земле".
553