Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/552"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
чем-нибудь оправдать свои священнослужения и жерт-
воприношения мнимым своим творцам, легко освободятся
и от этого заблуждения. С религиозным чувством несо-
гласно думать и утверждать, что есть какой-нибудь творец
даже самой ничтожной и смертной природы, помимо Бо-
га, и притом прежде, чем такой мог быт^ познан. Ангелы
же, которых они предпочитают называть богами, если по
Его повелению или соизволению и прилагают свой труд
к тому, что рождается в мире, не называются у нас
творцами животных точно так же, как не называются
земледельцы творцами плодов и деревьев.
Глава XXV
Иное дело вид, который извне придается какому-ни-
будь телесному веществу, как делают это гончары и
ремесленники и такого рода художники, которые рисуют
и лепят формы, подобные телам животных; и иное дело
тот, который имеет причины, действующие изнутри по
тайной и сокровенной воле природы живой и разумной,
которая из небытия творит не только естественные виды
тел, но и сами души живых существ. Первый из выше-
упомянутых видов может быть приписан всякому худож-
нику; второй же — только Художнику единственному,
Богу, Который создал мир и ангелов, когда еще не было
никакого мира и никаких ангелов. От какой божественной
и, так сказать, производительной силы, несозданной, но
могущей создавать, получили вид при создании мира
округленность неба и округленность солнца, от той же
божественной силы получили вид и округленность глаза,
и округленность яблока, и прочие природные формы,
которые мы видим во всех предметах и которые даются
не извне, а внутренней силой Творца, Который сказал:
"Не наполняю ли Я небо и землю?" (Иер. XXIII, 24). Я
не знаю, какое содействие оказали Творцу первоначально
созданные ангелы при создании ' Им прочих тварей, и
поэтому не решаюсь приписать им то, что, быть может,
выше их сил, и не считаю себя вправе отказывать в том,
550