Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
водных и летающих, не имевших подобного ума. Он
образовал мужа из земного праха и сообщил ему посред-
ством дуновения такого свойства душу, о которой я сказал,
создав ли ее уже прежде, или, вернее, создав ее посредством
дуновения и порешив, что это дуновение, которое Он
сотворил, дунув (ибо что другое значит вдунуть, если не
сделать дуновение?), было душою человека. Затем Он, как
Бог, создал ему из ребра, взятого из его бока, жену для
деторождения. Все это не следует, конечно, представлять
в телесном виде, подобно тому, что наблюдаем мы обык-
новенно у художников, которые телесными членами про-
изводят из какого-либо земного вещества то, что в сос-
тоянии сделать посредством старания и искусства. Руки
Божий означают могущество Бога, Который и видимое
производит невидимо. Но это считают скорее баснослов-
ным, чем истинным те, которые силу и премудрость
Божию, могущую и имеющую даже семена произвести без
семян, измеряют по этим обычным повседневным дейст-
виям; на самом же деле они неверно представляют себе
первоначальное творение, потому что не знают его. Как-
будто бы и то самое, что им известно о зачатии и
рождении, не кажется еще более невероятным, когда
рассказывается таким людям, которые с этим не знакомы,
хотя и это очень многие приписывают более телесным
причинам природы, чем действиям божественного ума.
Глава XXIV
Но в настоящих книгах мы не имеем никакого дела с
теми, которые не верят, что божественный ум творит это
и печется об этом. Те же, которые верят своему Платону,
что не верховным Богом, сотворившим мир, а другими,
меньшими, сотворенными Им*, созданы с Его соизволения
или повеления все смертные животные, среди которых
человек занимает главное и ближайшее к богам место —
те, если освободятся от суеверия, из-за которого стараются
* Plato in Tim.
549