Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/550"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
осужденный на вечное мучение после смерти, — человека
Он сотворил только одного и единственного. Это не для
того, конечно, чтобы оставить его одиноким, без челове-
ческого общества, но чтобы тем самым сильнее возбудить
в нем стремление к общественному единству и к узам
согласия, коль скоро люди соединены между собою не
только сходством природы, но и связями родства, потому
что и жену, которая должна была соединиться с мужем,
Ему угодно было создать не так, как его, но из него же
самого, чтобы весь род человеческий распространился от
одного человека.
Глава XXII
Бог знал, что человек согрешит и, будучи уже повинным
смерти, произведет смертное потомство, в котором до того
усилится бешенство греха, что более спокойно и мирно
будут жить между собою лишенные разумной воли живот-
ные одного рода, которых с самого начала Он во множестве
произвел из воды и земли, чем люди, род которых
распространился от одного для побуждения к согласию.
Ибо никогда ни львы между собою, ни драконы друг с
другом не вели таких войн, какие вели люди. Но предвидел
Он также, что множество благочестивых будет призвано
Его благодатью к усыновлению и, по отпущении грехов
и оправдании Духом Святым, соединится в вечном мире
со святыми ангелами, когда истребится последний враг
— смерть. Этому-то обществу и должно было принести
пользу представление о том, что Бог произвел род чело-
веческий от одного человека для указания людям того,
как приятно Ему единство в среде множества.
Глава XXIII
Итак, Бог создал человека по образу Своему. Ибо Он
сотворил ему такую душу, (благодаря) которой человек по
уму и пониманию превосходил бы всех животных земных,
548