Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
никогда прежде не были сотворены, если число освобож-
денных душ, никогда не бывшее прежде, не только однажды
было сотворено, но никогда не перестанет создаваться?
Если же должно быть какое-либо определенное число
освобожденных душ, которые никогда не будут возвра-
щаться к злополучию, и если это число не должно более
увеличиваться, то каково бы оно ни было, во всяком
случае его никогда прежде не было; и возрастать, и
достигнуть определенного количества своего оно не могло
без какого-либо начала; равным образом, и начала этого
когда-нибудь прежде не было. Итак, чтобы быть этому
началу, был сотворен человек, прежде которого не было
никакого человека.
Глава XXI
Итак, я прояснил, насколько мог, этот весьма трудный
вопрос о вечности Бога, творящего новое без какого-либо
изменения воли. Теперь нетрудно увидеть, насколько лучше
то, что род человеческий Он размножил от одного человека,
которого создал первым, чем если бы этот род начался
от многих. Из животных одних Он сотворил живущими
особняком, как бы одиноко блуждающими, ищущими по
преимуществу уединения, каковы: орлы, коршуны, львы,
волки и подобные им; других — влекущимися друг к
другу, предпочитающих жить обществами и стадами, ка-
ковы: голуби, скворцы, олени, дикие козы и прочие того
же рода. Оба рода Он размножил, однако же, не от
отдельных особей, а повелел одновременно быть многим.
Но человека, природу которого Он сотворил как бы средней
между ангелами и животными так, что если бы он,
покорный Творцу своему, как истинному Господу, с бла-
гоговейным послушанием соблюдал заповедь Его, то мог
бы перейти в общество ангелов, без посредства смерти
достигнув блаженного и нескончаемого бессмертия, а если
бы в силу своей свободной воли высокомерием и непос-
лушанием оскорбил Господа Бога своего, то обреченный
смерти, жил бы подобно животным, как раб похоти и
547