Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
которой находятся воды (Быт. I, 8); тем не менее, в
псалме говорится: "Хвалите Его небеса небес и воды,
которые превыше небес" (Пс. CXLVIII, 4).
Какое из этих двух значений могут иметь веки веков,
или они имеют какое-то еще, отличное от этих двух, —
вопрос весьма глубокий. Но для того допроса, которым
мы теперь занимаемся, не столь и важно, если мы оставим
его пока без разрешения, — в состоянии ли бы мы были
сказать относительно его что-либо определенное, или же
через тщательное рассмотрение его сделались бы только
более осторожными, чтобы не решиться при такой темноте
предмета что-либо утверждать. В данном случае мы ведем
речь против мнения, утверждающего существование подоб-
ных кругообращений, по которым якобы необходимо пов-
торяется одно и то же через известные периоды времени.
Какое бы из указанных мнений о веках веков ни было
верным, это не имеет никакого отношения к этим кру-
гообращениям. Будут ли эти веки веков не повторяющими
одно и то же, а выступающими один из другого в
благоустроенном порядке при неизменном пребывании в
блаженстве тех, которые бесповоротно освободились от
несчастий; или же это веки веков вечные, как бы гос-
подствующие над подчиненными им веками временными:
в том и другом случае не имеют места вышеупомянутые
кругообращения, возвращающие одно и то же, потому что
вполне опровергаются вечной жизнью святых.
Глава XX
В самом деле, чей благочестивый слух может допустить,
чтобы после жизни, пройденной со столькими и такими
великими бедствиями (если, впрочем, следует называть
жизнью эту жизнь, которая скорее есть смерть, и притом
столь тяжкая, что смерти, освобождающей от нее, боятся
из любви к этой смерти), чтобы после таких великих,
многих и ужасных зол, от которых, притом, через истинное
благочестие и мудрость мы были некогда очищены и
освобождены, мы достигали лицезрения Божия и делались
542