Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
что Ему известно всякое число. "Разум Его, — как поется
в псалме, — неизмерим" (Пс. CXLVI, 5).
Поэтому бесконечность числа, хотя бы и не было числа
бесконечным числам, не может быть необъемлемой для
Того, у Кого нет числа разуму. Все, что объемлется
знанием, ограничивается сознанием познающего; также
точно и всякая бесконечность бывает некоторым неизре-
ченным образом ограниченною в Боге, потому что она
не необъятна для Его ведения. Поэтому, если бесконечность
чисел не может быть бесконечной для ведения Божия,
коим она обнимается; то кто такие мы, людишки, дерза-
ющие положить предел Его ведению, говоря, что если бы
в одни и те же кругообращения времен не повторялись
одни и те же временные явления, то Бог не мог бы все
созданное Им ни предвидеть, чтобы создать, ни знать,
когда уже создал, — Бог, премудрость Которого, простая
в многоразличии и единообразная в многообразии, обни-
мает все необъятное столь необъятным ведением, что если
бы Он восхотел постоянно создавать новое и несходное
с предшествующим, то и это для Него не могло бы быть
беспорядочным и непредвиденным! И предвидел бы Он
это не с ближайшего времени, но содержал бы в вечном
предвидении.
Глава XIX
Так ли это, и так называемые веки веков соединены
между собою непрерывной последовательностью, сменяясь
одни другими, несходные взаимно, но упорядоченные, —
причем неизменно пребывают в своем блаженном бес-
смертии без конца только те, которые освобождаются от
злополучия; или же под веками веков разумеются века,
пребывающие с постоянной неизменностью в премудрости
Божией и как бы служащие производящими причинами
тех веков, которые проходят со временем, — я решать
не берусь. Может быть, веки можно назвать веком, так
что век века будет обозначать то же, что и веки веков;
подобно тому, как и небом неба называется ничто иное,
как небеса небес. Ибо Господь небом назвал твердь, выше
541