Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
всего следует им напомнить, как много можно было бы
указать несчастий, которые римское государство и принад-
лежащие ему провинции перенесли прежде, чем были
запрещены им их жертвоприношения: все эти бедствия
они, несомненно, приписали бы нам, если бы наша религия
была им известна уже тогда, или если бы она уже тогда
возбраняла им их святотатственные священнодействия. За-
тем следует показать, за какие их нравы и по какой
причине Бог, во власти Которого находятся все царства,
благоволил содействовать увеличению их власти, и как те,
которых они называют богами, ни в чем им не помогли,
а, вернее, даже во многом им повредили, обольщая и
обманывая. Наконец, будет сказано против тех, которые,
будучи опровергнуты и обличены на основании самых
очевидных документов, стараются утверждать, что богов
должно почитать не в виду выгод настоящей жизни, а
ради жизни, имеющей наступить после смерти.
Если не ошибаюсь, этот вопрос будет и гораздо труднее,
и достойнее более возвышенного исследования, ибо при-
дется говорить и против их философов, и не каких-нибудь,
а таких, которые пользуются у них превосходнейшей славой
и которые согласны с нами относительно многих пунктов,
например, относительно бессмертия души и того, что Бог
создал мир, и относительно Его провидения, которым Он
управляет всем сотворенным. Но так как и их следует
опровергнуть в том, в чем они держатся противоположных
с нами воззрений, то мы не должны уклоняться и от
этой обязанности, чтобы, отразив нечестивые возражения
по мере сообщенных нам Богом сил, защитить град Божий,
истинное благочестие и богопочтение, которое одно не-
ложно обещает вечное блаженство. Итак, закончим на
этом настоящую книгу, дабы то, о чем мы вознамерились
говорить, изложить в следующей.