Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
виноваться заповеди апостола, говорящего: "По данной
мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе
более, нежели должно думать; но думайте скромно, по
мере веры, какую каждому Бог уделил" (Рим. XII, 3).
Если младенец питается сообразно со своими силами, то,
повзрослев, он сможет воспринимать больше; если же он
превышает в этом свои силы, то изнеможет прежде, нежели
выростет.
Глава XVI
Признаюсь, я понятия не имею, какие века прошли
прежде сотворения рода человеческого; но не сомнева-
юсь, что решительно нет никакой твари, совечной Творцу.
И апостол говорит о временах вечных, и притом не о
будущих, а, что более удивительно, о прошедших. Вот его
слова: "В надежде вечной жизни, которую обещал неиз-
менный в слове Бог прежде вековых времен, а в свое
время явил Свое слово" (Тит. I, 2, 3). Таким образом,
по его словам прежде были времена вечные, которые,
однако, не были совечными Богу. Если же Он прежде
вековых времен не только был, но и обетовал жизнь
вечную, которую явил в надлежащее время, то что другое
это означает, как не Слово Его? Ибо это Слово и есть
жизнь вечная. Как же иначе Он обетовал, обещая, без
сомнения, людям, которых еще не было прежде вековых
времен, как не так, что в вечности Его и в самом Слове
Его, совечном Ему, уже предопределено было то, что
имело быть в свое время?
Глава XVII
Не сомневаюсь я и в том, что прежде сотворения
первого человека никогда не было никакого человека, ни
того же самого, несколько раз возвращавшегося через
какие-то кругообращения, ни какого-либо другого, подоб-
ного ему по природе. От этой веры не могут отклонить
меня и аргументы философов, из которых самым остро-
537