Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/538"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
никоим образом не могли быть сами времена. Ибо где
нет никакой твари, через изменяющиеся движения кото-
рой образуются времена, там совершенно не может быть
времен. Поэтому, хотя они и всегда были, тем не менее,
они сотворены; и из того, что они всегда были, вовсе не
следует, что они совечны Творцу. Ибо* Он был всегда в
неизменяемой вечности, а они сотворены, хотя и назы-
ваются бывшими всегда потому, что были во всякое время
и без них никоим образом не могли бы быть времена.
Но так как течение времени образуется через изменения,
то время не может быть совечным неизменяемой вечности.
А поэтому, хотя бессмертие ангелов не оканчивается во
времени и не может быть ни прошедшим, как бы его
уже не было, ни будущим, как бы оно еще не настало:
тем не менее, их движения, которые дают образование
временам, переходят из будущего в прошедшее; а потому
они не могут быть совечными Творцу, о Котором нельзя
сказать, что в Его движении или было то, чего уже нет,
или будет то, чего еще нет.
Таким образом, если Бог всегда был Господом, то Он
всегда имел тварь, служившую Его владычеству; но не
рожденную от Него тварь, а созданную Им из ничего и
не совечную Ему: ибо Он был прежде нее, хотя ни в
какое время не был без нее, предваряя ее не преходящим
временем, а пребывающей вечностью. Но если я так отвечу
тем, которые спрашивают, каким образом Он всегда был
Творцом, всегда был Господом, если' не всегда была тварь,
которая служила Ему; или каким образом она сотворена,
а не совечна Творцу, если была всегда, то боюсь, что
меня скорее сочтут за утверждающего то, чего я не знаю,
нежели за учащего тому, что знаю. Поэтому возвращаюсь
к тому, что наш Творец благоволил дать нам знать; а что
Он даровал в этой жизни знать мудрейшим или знание
чего предоставил в другой жизни вполне совершенным,
то признаю превышающим мои силы. Но все же я нашел
нужным поговорить об этом, ничего не утверждая, чтобы
читающие видели, от каких опасных вопросов они должны
воздерживаться, и чтобы не считали себя ко всему спо-
собными, а напротив, поняли бы, как спасительно по-
536