Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
в таком случае они были во всякое время, так как вместе
с ними были созданы и времена. А кто может сказать,
что не всегда было то, что было во всякое время?
Но если я дам такой ответ, мне скажут: "Каким же
образом они не совечны Творцу, если всегда был Он и
всегда были они? Как можно называть их сотворенными,
когда они представляются всегда бывшими?" Что ответить
на это? Не сказать ли, что они и всегда были, потому
что были во всякое время или как созданные вместе со
временем, или как такие, вместе с которыми созданы
времена; и вместе с тем — сотворены? Мы не скажем,
что не сотворены и сами времена; но никто не станет
сомневаться в том, что во всякое время было время. Ибо
если не во всякое время было время, то, значит, было
время, когда не было никакого времени. А кто, пусть
даже самый безрассудный, скажет это? Мы можем вполне
правильно сказать: "Было время, когда не было Рима;
было время, когда не было Иерусалима; было время, когда
не было Авраама; было время, когда не было человека"
и т. п. Затем, если мир создан не с началом времени, а
после некоторого времени, мы можем сказать: "Было
время, когда не было мира". Но сказать: "Было время,
когда не было никакого времени", было бы так же нелепо,
как если бы кто сказал: "Был человек, когда не было
никакого человека", или: "Был этот мир, когда не было
этого мира". Конечно, если разуметь в одном случае одно,
а в другом другое, можно некоторым образом употребить
и такое выражение, имея в виду следующее: "Был-де
другой человек, когда не было этого человека". В таком
случае мы можем правильно сказать: "Было другое время,
когда не было этого времени". Но кто, хотя бы и самый
сумасбродный, скажет: "Было время, когда не было ника-
кого времени?"
Поэтому, как время мы называем сотворенным, хотя
оно называется бывшим всегда, потому что время было
во всякое время; так если и ангелы были всегда, то из
этого еще не следует, что они не были сотворены. Они
потому называются бывшими всегда, что были во всякое
время; а во всякое время были потому, что без них
535
19 3ак. 3597