Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава XI
Другие же, не считая этот мир вечным, или признают
не один только этот мир, а бесчисленное множество
миров*, или же, признавая один мир, думают, что он
бесчисленное количество раз по истечении»известного ряда
веков возрождается и погибает**. Последние приходят к
неизбежному выводу, что человеческий род получает пер-
воначальное существование не посредством рождения от
людей. Ибо те, о которых мы выше говорили, утверждают,
что после потопов и истребления стран огнем, которые
они не считают повсеместными, всегда остается несколько
людей для восстановления прежнего их количества. Но
эти не могут думать, чтобы в мире во время гибели его
сохранилось хоть сколько-нибудь людей. Признавая сам
мир возрождающимся из своей материи, они полагают
также, что и род человеческий возрождается в нем из его
элементов, а потом уже человеческое поколение размно-
жается от родителей, как размножаются и поколения других
животных.
Глава XII
Что мы ответили, когда речь шла о происхождении
мира, тем, которые хотят представлять мир вечным, но
получившим начало своего бытия, как это яснейшим
образом признает и Платон (хотя некоторые полагают,
что он говорил одно, а думал совсем другое), то же самое
я мог бы сказать в ответ и относительно первого создания
человека тем, которые останавливаются в недоумении перед
вопросом: почему человек не сотворен ранее в неис-
числимые и бесконечные времена, а создан так поздно,
что по свидетельству священных Писаний прошло менее
шести тысяч лет с того времени, как он начал существовать.
Если их озадачивает краткость времени, если им кажется,
что прошло слишком мало лет с того момента, когда по
* Plin. lib. II, cap. 9.
** См. ниже, кн. XVIII, гл. 41.
528