Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/53"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
пример этого в честь Христа куда превосходней. Раз-
рушители Рима учредили то, что прежде не было учреждено
его строителями, ибо последние сделали это, чтобы уве-
личить число своих граждан, а первые — чтобы пощадить
великое множество своих врагов.
Глава XXXV
Все это и подобное этому, если может отвечать прос-
траннее и лучше, пусть отвечает своим врагам искупленная
семья Господа Христа и странствующий град Царя Христа.
Пусть только помнит она, что и среди врагов скрываются
будущие граждане, и не считает бесполезным для них
того, к чему они, пока не сделались исповедниками,
относятся враждебно; так же точно и град Божий: доколе
он странствует в этом мире, имеет врагов, соединенных
с ним общением таинств, но не имеющих наследовать
жребия святых; среди них есть враги тайные, а есть и
явные; последние не колеблются даже роптать на Бога,
которому клялись, наполняя вместе с другими врагами
театры, а с нами — церкви. Но в исправлении и некоторых
из них отнюдь не следует отчаиваться, коль скоро и среди
самых отъявленных врагов скрываются подчас предопре-
деленные друзья, еще неведомые даже для себя самих.
Ибо эти два града переплетены и взаимно перемешаны в
настоящем веке, пока не будут разделены на последнем
суде. Об их происхождении, преуспеянии и конечных
судьбах я постараюсь, с помощью Божией, сказать, что,
по моему мнению, следует сказать, ради славы града
Божия, которая при сравнении с тем, что ей противостоит,
выступит в более ясном свете.
Глава XXXVI
Но мне нужно сказать еще нечто против тех, которые
падение римского государства приписывают нашей религии,
возбраняющей им приносить жертвы их богам. Прежде
51