Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Великого к матери его Олимпиаде. Он писал это письмо,
излагая рассказ некоего египетского жреца, заимствован-
ный последним из сочинений, считавшихся у них свя-
щенными, и обнимающий царства, известные и в греческой
истории. Из числа этих царств, царство ассирийское,
согласно упомянутому письму Александра, насчитывает
более пяти тысяч лет; по греческой же истории оно имеет
около тысячи трехсот лет со времени царствования Бела,
какового царя вышеупомянутый египтянин ставит в самом
начале этого царства. Персидское же и македонское царства
продолжались до времени самого Александра, с которым
он говорил, более восьми тысяч лет; между тем как греки
македонскому царству вплоть до смерти Александра отво-
дили четыреста восемьдесят пять лет, а персидскому, до
разрушения его тем же Александром, насчитывали двести
тридцать три года. Таким образом, последние числа не-
сравненно меньше египетских и не могут сравняться с
ними даже если увеличить их втрое.
Говорят, будто египтяне имели некогда столь короткие
годы, что каждый из них ограничивался четырьмя меся-
цами*; так что более полный и более правильный год,
какой теперь имеем и мы, и они, равнялся трем их
древним годам. Но и при этом греческая история, как я
сказал, не может быть согласована с египетской отно-
сительно летоисчисления. А потому скорее следует верить
греческой, так как она не превышает истинного числа
лет, содержащихся в наших священных Писаниях. Затем,
если это пользующееся особой известностью письмо Алек-
сандра очень далеко в отношении определения времени
от достоверности, то тем менее следует верить тем сочи-
нениям, которые, полные как бы баснословной старины,
они хотели противопоставить авторитету наиболее извест-
ных и божественных книг, которые предсказали, что весь
мир будет верить им и которым действительно весь мир
стал верить, как было предсказано. Истинность своего
повествования о прошедшем они доказали точным испол-
нением предвозвещенного ими будущего.
* Plin. lib. VII.
527