Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава X
Итак, оставим предположения людей, которые сами не
знают, что говорят о происхождении рода человеческого.
Некоторые как о самом мире верили, так и о людях ду-
мали, будто они были всегда. Поэтому и ДпУлей» описывая
этот род животных, говорит: "Каждый в отдельности —
они смертны, но в своей совокупности в целом роде —
вечны"*. Им возражали, что если род человеческий су-
ществовал вечно, то каким образом их история могла
говорить истину, повествуя о том, кто и что изобрел, кто
были первые основатели свободных и других наук и
искусств или кем в первый раз начала населяться та или
другая страна, часть земли или остров? На это они
отвечают, что через известные промежутки времени хотя
и не вся, но большая часть земли так опустошается
потопами и истребляется огнем, что число людей сводится
к незначительному количеству, от которого затем снова
рождается прежнее их число, и таким образом то и дело
появляется и созидается как бы в первый раз то, что в
действительности восстанавливается, будучи разрушенным
и истребленным упомянутыми чрезвычайными опустошени-
ями**; а что касается-де человека, то он мог произойти
не иначе, как только от человека. Но они говорят то,
что думают, а не то, что знают.
Обманывают их и некоторые крайне лживые сочинения,
представляющие, будто история обнимает собою многие
тысячи лет***, между тем как согласно священным Писа-
ниям от сотворения человека мы еще не насчитываем и
полных шести тысяч лет. Отсюда (чтобы не рассуждать
долго о том, как опровергаются эти пустые сочинения, в
которых представляется гораздо большее число тысяче-
летий, и не доказывать, что они решительно не заслужи-
вают никакого доверия) и известное письмо Александра
* Apul. dc Deo Socratis.
** Sencc. de Nat. Quaest. lib. V, cap. 27 et 29; Cicer. de Nat.
Deor. lib. II.
*** Cicer. de Divinit. lib. I; Lact. lib. VII, cap. 14.
526