Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/527"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
что святые ангелы никогда не были без доброй воли, то
есть без любви Божией. А те, которые, будучи созданы
добрыми, сделались злыми по собственной воле, которую
добрая природа создала только после произвольного отступ-
ления от добра, так что причиною зла было не добро, а
отступление от добра, — те или получили благодать
божественной любви в меньшей мере, чем устоявшие в
ней, или же, если те и другие были сотворены одинаково
добрыми, когда по злой воле пали, устоявшие вследствие
большого вспомоществования достигли той полноты бла-
женства, из которой никогда не могут ниспасть, как мы
об этом говорили еще в предыдущей книге.
Таким образом, с должной хвалою Творцу следует
сознаться, что не в применении к одним только святым
людям, но и о святых ангелах можно сказать, что любовь
Божия разлита в них Духом Святым, данным им (Рим.
V, 5), и что не только для людей, но первоначально и
по преимуществу для ангелов было благом то, о чем
написано: "А мне благо приближаться к Богу" (Пс. LXXII,
28). Для кого это благо является общим, те имеют святое
сообщество и с Тем, к Кому прилепляются, и между
собою, и составляют один град Бога, служащий и живой
Ему жертвой, и живым Ему храмом.
Как сказал я об ангелах, так считаю теперь нужным
сказать и о том, как произошла через сотворение тем же
Богом и та часть этого града, которая составляется для
соединения с бессмертными ангелами из смертных людей
и пока, подлежа смерти, странствует по земле или покоится
в особых жилищах и местопребываниях душ в среде
скончавшихся. Ибо род человеческий получил начало от
одного человека, которого первоначально создал Бог по
свидетельству священного Писания, справедливо имеющего
необычайный авторитет во всем мире и между всеми
народами, о вере которых в него, между прочими истинами,
само оно предсказало с истинною божественностью.
525