Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/525"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
бытия к низшему. Корыстолюбие, например, порок не
золота, а человека, имеющего превратную любовь к золоту,
оставившего правду, которую он должен ценить несрав-
ненно выше золота. Также точно невоздержание есть порок
не красивых и привлекательных тел, а души, которая
имеет превратную любовь к телесным наслаждениям, през-
рев воздержание, через которое мы духовно соединяемся
с тем, что, оставаясь неизменным, более прекрасно и
привлекательно. И тщеславие есть порок не человеческой
похвалы, а души, которая имеет превратную любовь к
похвалам со стороны людей, пренебрегая свидетельствами
своей совести. Равным образом и гордость есть порок не
дающего власть и не самой власти, а души, которая имеет
превратную любовь к своей власти, презрев более спра-
ведливую власть сильнейшего. Поэтому, кто имеет прев-
ратную любовь к благу какой-либо природы, тот, хотя бы
и достиг его, и сам делается злым при обладании бла-
гом, и (становится) несчастным, как лишившийся блага
лучшего.
Глава IX
Итак, если нет никакой производящей или, если можно
так выразиться, бытийной (essentialis) причины злой воли,
потому что от нее самой начинается зло изменяемых духов,
умаляющее или извращающее благо их природы; а эту
волю производит только уклонение, по которому оставля-
ется Бог, но причины для которого не оказывается вовсе;
то, если бы мы сказали, что таким же образом нет
причины производящей и добрую волю, следовало бы
опасаться, что могут подумать, будто добрая воля добрых
ангелов не создана, а совечна Богу. Но если они сами
созданы, то каким образом можно назвать ее несозданной?
Затем, если она создана, то создана ли она вместе с ними,
или они сперва были без нее? Но если вместе с ними,
то несомненно, что она создана Тем, Кем и сами они,
и как только были созданы, то к Тому, Кем созданы,
привязались любовью, с которою созданы. Те же другие
потому отделились от их сообщества, что эти пребыли в
523