Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/523"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
что состояние тела и духа у них изначально было одина-
ковым? Глаза обоих одинаково видели, дух обоих равно
подвергался искушению; желающие знать, что сделало во-
лю одного из них злою, не находят ничего. Если сказать,
что он сам и сделал ее злою, то чем он сам был до того,
как не доброй природой, Творцом которой был Бог, не-
изменяемое Благо? Тот, кто утверждает, что поддавший-
ся искушению сам создал в себе злую волю, потому что
прежде злой воли он был, безусловно, добр, тот пусть
спросит себя, почему он сделал ее таковою: потому ли,
что она — природа, или потому, что она — из ничего?
И тогда он поймет, что злая воля произошла не потому,
что она — природа, а потому, что природа ее создана
из ничего. Если бы природа была причиной злой воли,
то мы вынуждены были бы признать, что от добра про-
исходит зло и что добро — причина зла, коль скоро
добрая природа производит злую волю. Но как может доб-
рая природа произвести злую волю прежде, чем у нее
самой появится злая воля?
Глава VII
Итак, пусть никто не ищет причины, производящей
злую волю (causam efficientem), так как она не произво-
дящая, а изводящая (уничтожающая — поп efficiens, sed
deficiens); потому что и злая воля не есть восполнение
(eflfectio), но убывание (defectio). Ибо уклониться (убыть
— deficere) от обладающего высочайшим бытием к име-
ющему бытие в меньшей степени и означает начать иметь
злую волю. Затем, желать найти причину этих уклоне-
ний, — причину, как я сказал, не производящую, а унич-
тожающую, — было бы то же самое, как если бы кто-либо
захотел видеть мрак или слышать безмолвие. То и другое
нам известно, но известно не в проявлении, а в отсутствии
проявления. Итак, пусть никто не спрашивает у меня о
том, о чем я знаю, что я этого не знаю; разве только с
целью научиться у меня незнанию того, о чем следует
знать, что это знать невозможно. Ибо то, что познается
521