Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
на то, что тот же самый свет, который нравится и им,
вреден для слабых глаз вследствие несоответствия; а в том
жаре, который им не нравится, без вреда живут, вследствие
соответствия, некоторые животные*.
Глава V
Итак, все природы, поскольку существуют и потому
имеют свою меру, свой вид и некоторое взаимное согла-
сие между собою, истинно добры. И находясь там, где
должны быть в порядке природы, они сохраняют свое
бытие в той мере, в какой оно ими получено. Не полу-
чив же бытия вечного, переходят сообразно с пользой и
изменением тех тварей, которым подчиняются по законам
Творца, в лучшее или худшее состояние, стремясь, по
божественному промышлению, к тому концу, который
указан им в системе уравнения вселенной; так что и такое
повреждение, которое приводит изменяемые и смертные
природы к гибели, не уничтожает их бытия, которое они
имели прежде, в такой степени, чтобы отсюда не могло
произойти то, что должно быть. А если это так, то Бог,
обладающий высочайшим бытием и создавший всякую
сущность, не имеющую высочайшего бытия (потому что
и не должно быть равным Ему то, что создано из ничего
и что никоим образом не могло бы быть, если бы не
было создано Им), не должен порицаться за встречающиеся
какие-либо недостатки, но должен восхваляться при рас-
смотрении всякого естества.
Глава VI
Поэтому истинной причиной блаженства добрых ангелов
служит то, что они прилепляются к Тому, Кто обладает
высочайшим бытием. А если искать причину злополучия
злых ангелов, она на деле окажется тем, что отвратившись
* См. ниже, кн. XXI, гл. 24.
518