Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/52"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Глава XXXIII
Умы безумные! Что же это за такое, не заблуждение,
а сумасбродство, что вы в то время, как восточные народы,
как мы слышали, оплакивают ваше бедствие, и величайшие
города отдаленнейших стран налагают на Себя публичный
траур, — вы заняты театрами, ходите в них и предаетесь
гораздо большему безумию, чем прежде? Этой-то душевной
язвы и заразы, этой-то потери в вас совести и чести и
боялся Сципион, когда запрещал строить театры, когда
думал, что благополучие легко может испортить и разв-
ратить вас, когда не хотел, чтобы вы были безопасны от
врагов. Он не думал, что государство может быть счаст-
ливым, если его стены будут стоять, а нравы — падут.
Но для вас гораздо большее значение имеет то, чем
прельстили вас бесчестные демоны, нежели то, относитель-
но чего предостерегали вас предусмотрительные люди.
Поэтому зло, которое вы совершаете, вы не хотите ставить
себе в вину, и зло, которое терпите, вы ставите в вину
временам христианским. В безопасности вашей вы ищете
не мира для государства, а безнаказанности для своей
распущенности; будучи испорчены счастьем, вы не могли
исправиться и бедствиями. Сципион хотел держать вас в
страхе перед врагом, чтобы вы не предались распущенности;
а вы, и сокрушенные врагом, не обуздали себя. Вам
бедствие не принесло пользы; вы сделались и самыми
несчастными, и, в то же время, остались и самыми
дурными.
Глава XXXIV
И, однако, то, что вы живете, есть дело Божие. Это
Он своею милостью убеждает вас, чтобы вы исправлялись
через покаяние; это Он дал ее вам, неблагодарным, чтобы
вы избежали неприятельских рук или под именем Его
рабов, или в местах Его мучеников. Рассказывают, что
Ромул и Рем, стараясь увеличить население закладываемого
ими города, учредили убежище, дабы каждый, прибегавший
туда, освобождался от всякого наказания. Но удивительный
50