Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
заслуживает сама природа. Ибо чей порицается порок,
природа того, несомненно, восхваляется. Это и служит
справедливым укором пороку, что им обезображивается
природа, достойная похвалы. Поэтому как в том случае,
когда слепота называется пороком глаза, указывается на
то, что к природе глаза относится зрение равно и когда
глухота называется пороком ушей, указывается, что к при-
роде их относится слух; так и когда пороком ангельской
твари называется то, что она не предана Богу, этим ясно
показывается, что ее природе свойственно быть предан-
ной Богу. А сколь великой похвалою служит, далее, быть
преданным Богу, чтобы жить с Ним, мудрствовать Им,
радоваться Им и наслаждаться таким Благом бессмертно,
без заблуждения и беспечально? Кто достойным образом
может представить это в мысли или выразить словом?
Итак, поскольку всякий порок вредит природе, то самим
пороком злых ангелов, тем что они не преданы Богу,
достаточно показывается, что Бог сотворил их природу
такою доброй, что для нее вредно не быть с Богом.
Глава II
Это сказано нами затем, чтобы кто-либо, читая наши
рассуждения о павших ангелах, не подумал, будто они
могли получить как бы от другого начала иную природу
и что Бог не был Творцом их природы. От этого нечести-
вого заблуждения тем скорее и легче освободится всякий,
чем яснее будет в состоянии понять то, что Бог сказал
через ангела, когда посылал Моисея к сынам Израилевым:
"Я есмь Сущий" (Исх. III, 14). Ибо будучи высочайшей
сущностью, т. е. обладая высочайшим и неизменяемым
бытием, Бог дал бытие тем вещам, которые сотворил из
ничего; но бытие не высочайшее, каким представляется
Он сам, а одним дал большее, другим — меньшее, и
таким образом распределил природы существ по степеням.
Ибо как от мудрствования получила название мудрость,
так от существования (esse) называется сущность (essen-
tia), — именем, правда, новым, которым не пользовались
514