Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
КНИГА ДВЕНАДЦАТАЯ
Глава I
Прежде чем приступить к рассмотрению сотворения
человека, в процессе которого уяснится происхождение
двух градов в отношении к разумным смертным сущест-
вам подобно тому, как оно уяснилось в предыдущей книге
в отношении к ангелам, я считаю необходимым предвари-
тельно сказать кое-что о самих ангелах, чтобы посредством
этого, насколько возможно, доказать, сколь прилично и
сообразно говорится об общении людей с ангелами: дабы
справедливо признавались не четыре града, то есть два
града ангельских и столько же человеческих, а только два,
то есть общества, из коих одно состоит из добрых, а
другое из злых, — не ангелов только, но и людей.
Не следует сомневаться в том, что противоположные
стремления добрых и злых ангелов произошли не от
различия природы и происхождения, ибо тех и других
сотворил Бог, благой Творец и Создатель всех существ, а
от воли и желаний. В то время как одни постоянно
пребывают в общем для всех Благе, Которым служит для
них сам Бог, в Его вечности, истине и любви, — другие,
более услаждаясь своей властью, как будто бы сами они
служат для себя своим благом, уклонились от общего для
всех Блага, дающего блаженство, к собственному, и обладая
тщеславной надменностью вместо высочайшей верности,
пустым лукавством вместо несомненной истины, стрем-
лением к разделению вместо нераздельной любви, сделались
гордыми, лживыми и завистливыми. Таким образом, при-
чиной блаженства первых является то, что они преданы
Богу. Отсюда, как от противного, следует заключить о
причине злополучия последних, которая состоит в том,
что они не преданы Богу. Поэтому, если спрашивают:
почему те блаженны, правильный ответ будет такой: потому
что они преданы Богу; а когда спрашивают: почему эти
злополучны, — правильным ответом будет: потому что
они не преданы Богу. Для разумной или умной твари
512