Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/513"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
— как читаем в псалме, — и Он создал его, и сушу
образовали руки Его" (Пс. XCIV, 5).
Но те же, которые под именем вод, находящихся
превыше небес, хотят разуметь ангелов, принимают в
соображение вес стихий и потому не думают, чтобы жидкая
и тяжелая природа воды могла быть помещена в высших
пространствах мира. Имей они сами возможность на свой
манер сотворить человека, они не вложили бы ему в
голову слизи, которая по-гречески называется фХгуца и
которая в элементах нашего тела заменяет воды. Искусство
Божие указало здесь самое пригодное помещение для
слизи; а по их предположению это так нелепо, что, если
бы мы не знали этого, а в упомянутой книге было бы
написано, что Бог в части человеческого тела, высшей
всех остальных, поместил влагу, жидкую и холодную, и
потому тяжелую, — эти испытатели стихий решительно
не поверили бы этому; а если бы подчинились авторитету
того же Писания, стали бы утверждать, что здесь следует
разуметь нечто иное. Но если бы мы прилежно стали
исследовать и рассматривать в отдельности все, что напи-
сано в этой божественной книге о сотворении мира, то
нам пришлось бы и много говорить, и далеко уклониться
от плана предпринятого сочинения. Насколько казалось
необходимым, мы уже достаточно сказали о тех двух
различных и друг другу противоположных обществах ан-
гелов, которые представляют собою известные зачатки двух
градов и в среде человеческой, о которых я предположил
говорить далее. Поэтому закончим, наконец, настоящую
книгу.
7,17 Зак. 3597