Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы" (I
Фес. V, 5). Если же и писатель разумел именно это, то
задача нашего исследования выполнена как нельзя лучше:
нужно полагать, что человек Божий, наделенный необычной
и божественной мудростью, или лучше — сам Дух Божий
через него, при упоминании о делах Божийх, совершенных,
по словам его, в шесть дней, не мог никоим образом
опустить и ангелов. "В начале (потому ли, что Он сотворил
их сначала, или, как приличнее понимать "в начале", —
потому, что сотворил в единородном Слове), — говорит
Писание, — сотворил Бог небо и землю". Этими словами
обозначена вся совокупность тварей, или, что более ве-
роятно, тварь духовная и телесная, или две великие части
мира, которыми обнимается все сотворенное; так что
писатель сперва хотел сказать о всей совокупности тво-
рения, а потом проследил части его по порядку таинст-
венного числа дней.
Глава XXXIV
Некоторые думали, что именем вод названы мно-
гочисленные сонмы ангелов, и смысл слов: "Да будет
твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды"
(Быт. I, 6) якобы тот, что под водою выше тверди должны
разуметься ангелы, а ниже ее — или эти видимые воды,
или масса злых ангелов, или же племена всех людей. Если
это так, то в данном месте указывается не то, когда
сотворены ангелы, а то, когда они разделены. Но некоторые
(что свойственно превратнейшей и нечестивой суетности)
отрицают даже, что воды сотворены Богом, на том осно-
вании, что в Писании нигде не сказано: "И сказал Бог:
да будет вода". То же самое и с подобною же суетностью
они могут сказать и относительно земли; потому что нигде
не написано: "Сказал Бог: да будет земля". Но, говорят
они, написано: "В начале сотворил Бог небо и землю".
В таком случае здесь же должно разуметь и воду: та и
другая обозначены вместе одним именем. "Его — море,
510