Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/511"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
гордостью; одно, которому говорится: "Поклонитесь пред
Ним, все боги"* (Пс. XCVI, 7), другое, князь коего говорит:
"Все это дам Тебе, если падши поклонишься мне" (Мф.
IV, 9); одно — пылающее святою любовью к Богу, другое
— курящееся нечистой любовью к собственному величию;
первое из них, соответственно тому, как написано: "Бог
гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак.
IV, 6), обитает на небе небес, а другое, низвергнутое
оттуда, мятется в этом низшем воздушном небе; первое
в светлом благочестии наслаждается покоем, а второе
волнуется мрачными страстями; первое по манию Божию
смиренно является на помощь и праведно отмщает, а
другое горит страстью порабощать и вредить; первое —
слуга Божией благости, чтобы помогать по желанию, а
другое обуздывается могуществом Божиим, чтобы не вреди-
ло настолько, насколько желает вредить; первое насмехается
над вторым, ибо то против своей воли приносит пользу
своими преследованиями, а последнее завидует первому,
собирающему в отечество своих странников.
Итак, если мы высказали мнение, что в известной
книге, которая называется книгой Бытия, под именем
света и тьмы разумеются эти два ангельские общества,
неравные между собою и противоположные друг другу, из
которых одно — доброе по природе и праведное по
направлению воли, а другое — доброе по природе, но
превратное по направлению воли, — общества, яснейшие
указания на которые содержатся в других местах божест-
венных Писаний: то, хотя бы в приведенном месте писатель
разумел и нечто другое, темнота его выражений во всяком
случае исследована нами не без пользы.
Хотя мы и не в состоянии были точно уразуметь мысль
писателя этой книги, однако же не уклонились от правила
веры, которое достаточно известно верующим на основании
других священных Писаний того же авторитета. Пусть
здесь упоминаются только телесные творения Божий; но
они, тем не менее, имеют некоторое сходство с духовными,
вследствие чего апостол говорит: "Ибо все вы — сыны
* У Аигустина: "Поклонитесь Ему все ангелы Его".
509