Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
и легкостью познавания, и блаженством покоя. Они без
затруднения помогают нам: потому что их духовные, чистые
и свободные движения их не утомляют.
Глава XXXII
Кто-нибудь может затеять спор и начать утверждать,
что не святые ангелы разумеются в том месте Писания,
где сказано: "Да будет свет. И стал свет"; и будет думать
или говорить, что тогда впервые сотворен был какой-ни-
будь телесный свет; ангелы же сотворены прежде, и не
только прежде тверди, созданной между водами и водами
и названной небом, но даже прежде того, о чем сказано:
"В начале сотворил Бог небо и землю"; и что выражение
"в начале" не значит, будто бы здесь речь о том, что
сотворено было прежде всего: потому что еще прежде Бог
сотворил ангелов, а (значит) то, что Он сотворил все в
Премудрости, именно в Своем Слове, Которое и в Писа-
нии называется Началом, как и сам Он в Евангелии на
вопрос иудеев, кто Он, ответил, что Он — Начало (Ио-
ан. VIII, 25).
Но я не стану поддерживать спора защитою противо-
положного мнения, особенно потому, что вполне доволен,
что уже в самом начале священной книги Бытия содержит-
ся указание на Троицу. Ибо после того, как говорится:
"В начале сотворил Бог небо и землю", — с целью дать
понять, что Отец творил в Сыне, как свидетельствует
псалом, в котором читаем: "Как многочисленны дела Твои,
Господи! Все соделал Ты премудро"* (Пс. CIII, 24), —
после этого совершенно уместно упоминается и Святой
Дух. Вслед затем, как упомянуто, какого свойства в начале
Бог сотворил землю, или массу, или материю для обра-
зования будущего мира, (который) Он назвал именем неба
и земли, и прибавлено: "Земля же была безвидна и пуста,
и тьма над бездною", — вслед затем, чтобы докончить
упоминание о Троице, говорится: "И Дух Божий носился
* У Августина: "Все сотворил Ты премудростью".
507