Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Бог не пожелал освятить этот день в каких-либо делах
Своих, но в покое, не имеющем вечера: потому что нет
более никакой твари, которая, одним образом познавая
себя в Слове Божием и другим — в самой себе, могла
бы производить различное знание, подобное дню и вечеру.
О совершенстве числа семь может быр> сказано весьма
многое; но книга эта уже и так слишком растянута, и я
опасаюсь, чтобы не могло показаться, будто воспользо-
вавшись удобным случаем я хочу разбрасывать свое знание
скорее с легкомыслием, чем с пользой. Нужно соблюдать
правила умеренности и важности, чтобы не сказали о нас,
что говоря много о числе, мы позабыли меру и важность.
Итак, достаточно упомянуть, что три есть первое совер-
шенно неравное число, а четыре — первое совершенно
равное: из них-то и состоит число семь. Потому оно часто
употребляется вместо числа неопределенного, например:
"Семь раз упадет праведник, и встанет" (Притч. XXIV,
16), т. е. сколько бы раз праведный ни падал, он не
погибнет.
Это, впрочем, нужно понимать не относительно прос-
тупков, но относительно напастей, приводящих к смире-
нию. И еще: "Седмикратно в день прославляю Тебя" (Пс.
CXVIII, 164); что в другом месте выражено иным образом:
"Хвала Ему непрестанно в устах моих" (Пс. ХХХШ, 2).
И многое в этом роде находится в священном Писании,
в котором число семь, как я сказал, употребляется обык-
новенно для обозначения целой совокупности какой-либо
вещи. Поэтому тем же числом часто обозначается Святой
Дух, о Котором Господь говорит: "Наставит вас на всякую
истину" (Иоан. XVI, 13). Этим числом обозначается и
покой Божий, которым успокаивается и человек в Боге.
Ибо в целом, т. е. в полном совершенстве, заключается
покой, а в части — труд. Мы трудимся, пока познаем
отчасти, "когда же настанет совершенное, тогда то, что
отчасти, прекратится" (I Кор. XIII, 10). Из-за этого
происходит так, что даже эти Писания мы изучаем с
трудом. Между тем как святые ангелы, об общении и
соединении с которыми мы воздыхаем в этом труднейшем
странствовании, обладают как вечностью пребывания, так
506