Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Который сотворил их. Поэтому там они познают себя как
бы в дневном сознании, а в самих себе — как бы в
вечернем, как это сказано нами выше. Ибо великая разни-
ца в том, познается ли что-либо в идее, по которой оно
сотворено, или же в себе самом. Так, одним образом
познается правильность линий или истинность фигур, ког-
да она умственно созерцается, и другим, когда чертится
в пыли; одним образом справедливость — в неизменяемой
Истине, и другим — в душе справедливого. Так познают
они и остальные вещи, например, твердь между водами
высшими и низшими, называемую небом; собрание вод
внизу, обнажение земли и произрастание трав и деревьев;
сотворение солнца, луны и звезд; рождение из воды
животных, т. е. птиц, рыб и зверей, равно и сотворение
всех ходящих по земле, и самого человека, превосходя-
щего на земле все вещи. Все это иначе познается анге-
лами в Слове Божием, в Котором оно имеет свои неиз-
мененные основы и законы, по которым сотворено; и
иначе познается в себе самих. Там это знание — яснее,
как знание в идее; здесь темнее, как знание произведения.
А когда эти дела относятся к славе и почитанию самого
Создателя, они блистают светом в умах созерцающих, как
утро.
Глава XXX
Все это, как повествует Писание, ради совершенства
числа шесть через шестикратное повторение того же дня
совершается в шесть дней. Это не потому, что для Бога
необходима была продолжительность времени, — как бы
Он не мог сотворить разом все, что после соответствую-
щими движениями производило бы времена, — но пото-
му, что числом шесть обозначено совершенство творе-
ния. Ибо число шесть первое составляется из своих частей,
т. е. из части шестой, третьей и половины. Эти части
суть: один, два и три; сложенные вместе, они составляют
шесть. Но при этом рассмотрении чисел должны пони-
маться те их части, относительно которых может быть
сказано, какую часть числа они составляют, каковы: поло-
504