Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/505"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
же в самих себе образ Его, возвратимся в самих себя,
как известный евангельский младший сын (Лук. XV, 18),
и воспрянем, чтобы вернуться к Тому, от Которого удали-
лись вследствие греха. Там бытие наше не будет иметь
смерти; там знание наше не будет заблуждаться; там
любовь наша не будет иметь преткновения.
Пока мы считаем эти три вещи несомненными и своими
и относительно их верим не другим свидетелям, а сами
ощущаем их непосредственно и созерцаем их внутренним
достовернейшим взором; но долго ли все это будет про-
должаться и не прекратится ли когда-нибудь, и к чему
оно придет, если будет идти хорошо или дурно, — на
все это, так как сами мы не может этого знать, мы
требуем или имеем других свидетелей. Почему относительно
достоверности этих свидетелей не может быть никакого
сомнения, — об этом более тщательно мы поговорим
после. В настоящей же книге мы, насколько возможно,
продолжим, что начали говорить о граде Божием, который
не странствует в этой смертной жизни, а всегда бессмертен
в небесах, т. е. о святых ангелах, преданных Богу, никогда
не бывших и не имеющих быть отступниками, между
коими и теми, что сделались тьмою по отступлении от
вечного света, Бог от начала, как мы уже сказали, положил
разделение.
Глава XXIX
Эти святые ангелы познают Бога не через слышимые
слова, но через само присутствие неизменяемой Истины,
т. е. через единородное Его Слово; познают и само Слово,
и Отца, и Святого Духа. А что эта Троица есть неразде-
ленная, что отдельные Лица составляют в ней единое
существо, что все они суть не три Бога, но один Бог, —
они знают это лучше, чем знаем мы самих себя. И само
творение они познают там, т. е. в премудрости Божией,
как в идее, по которой оно сотворено, лучше, чем в нем
самом; а соответственно этому и самих себя они познают
там лучше, чем в самих себе, хотя познают себя и в
самих себе. Ибо они сотворены и суть иное, чем Тот,
503