Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/498"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Божиих, когда речь идет о том, кто сотворил ту или иную
тварь, через что сотворил, для чего сотворил, некоторым
таинственным образом выражения, возбуждающим наше
внимание, дается нам уразумевать ту же Троицу. То,
конечно, Отец Слова, Кто сказал: "Да будет". А что
сотворилось, когда Он говорил, то, без сомнения, сотворено
через Слово. Выражение же: "Увидел Бо^ что это хорошо",
достаточно ясно показывают, что Бог без всякой необ-
ходимости, без всякого соображения о какой-либо собст-
венной пользе, но по одной Своей благости сотворил то,
что сотворено, т. е. сотворил потому, что хорошо. Для
того об этом и говорится после творения, чтобы показать,
что сотворенное соответствует благости, по которой оно
сотворено. Если под этой благостью справедливо разумеется
Святой Дух, то в творениях Божиих нам открывается вся
Троица. Отсюда и в святом граде Божием, который в
небесах состоит из ангелов святых, различается начало,
образование и блаженство. Спросите, откуда он? — Бог
просвещает его; откуда его блаженство? — Богом наслаж-
дается. Существуя, имеет определенный вид бытия; созер-
цая, просвещается; прилепляясь, увеселяется. Есть, созер-
цает, любит. В вечности Божией получает крепость; в
истине Божией сияет светом, в благости Божией радуется.
Глава XXV
В силу этого же и философы, насколько это можно
понять, решили разделить систему философии на три
части, или вернее — успели заметить, что она делится
на три части (ибо не сами они установили, что это так,
а скорее нашли, что — так), из которых первая называется
физикой, другая логикой, третья этикой. В переводе на
латинский язык имена этих частей так часто употреблялись
в сочинениях многих, что они могут быть названы естес-
твенной, рациональной и моральной: мы кратко касались
их в восьмой книге. Из этого не следует, что философы
в этих трех частях мыслили о Троице что-либо достойное
Бога; хотя известно, что первым, открывшим и введшим
496