Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/494"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
человека. Кажется, почти ничего не отнимается у тела,
если остричь одну бровь, а между тем, как много отнимается
у красоты, которая заключается не в массе, а в равенстве
и симметрии членов!
Не следует, конечно, особенно удивляться тому, что
те, которые думают, что есть некоторая злая природа,
возникшая и распространившаяся от некоторого своего
противоположного начала, не хотят допустить упомянутую
причину творения вещей, — что благой Бог сотворил
доброе, — полагая, что к великой мировой деятельности
Он скорее был вынужден внешним образом со стороны
воюющего против Него зла; что для обуздания и одоления
зла Он смешал со злом Свою добрую природу, которая,
позорнейшим образом запятнанная и подвергшаяся жесто-
чайшему пленению и угнетению, с большим трудом едва
очищает и освобождает, хотя и не все: то, что Он не
смог очистить от этого осквернения, будет покровом и
узами для побежденного и заключенного врага. Манихеи
не безумствовали бы или, вернее, не сумасбродствовали
бы так, если бы верили, что природа Божия, какова она
есть, неизменяема и совершенно нетленна, и потому ей
ничто не может вредить; а душу, которая по своей воле
могла перемениться к худшему и вследствие греха под-
вергнуться повреждению и лишиться света неизменяемой
истины, с христианским здравомыслием признавали бы не
частью Бога и не той же природы, какова она у Бога,
но сотворенною Им и далеко не равной Творцу.
Глава XXIII
Но гораздо более нужно удивляться тому, что даже
некоторые из тех, которые веруют вместе с нами, что
существует только одно начало всех вещей и что всякая
природа, которая не есть то, что Бог, могла быть сотворена
только Им, — даже из этих некоторые не пожелали прямо
и просто верить в такую добрую и простую причину
сотворения мира, то есть, что благой Бог сотворил благо
и что то, что было после Бога, не было то же, что Бог;
492