Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
и будущего; ибо у Него "нет изменения и ни тени
перемены" (Иак. I, 17). От мысли к мысли не переходит
намерение Того, в чьем бестелесном созерцании все, что
Он знает, существует одновременно и вместе. Он так знает
времена безо всяких представлений временного свойства,
как приводит в движение временное безсГ всяких движений
временного свойства. И потому там, где Он видел добрым
то, что сотворил, там Он видел и доброе, чтобы сотворить
его. И то, что Он увидел сотворенным, не удвоило Его
знания или не увеличило его в некоторой части, так как
бы Он имел менее знания прежде, чем сотворил то, что
увидел: Он не действовал бы с таким совершенством, если
бы не было так совершенно Его знание, к которому ничего
не прибавилось от дел Его.
Вот почему, если бы нам нужно было дать представ-
ление о Том, Кто сотворил свет, достаточно было сказать:
"Бог сотворил свет". Но если нужно дать представление
не только о Том, Кто сотворил, но и том, посредством
чего сотворил, нужно выразиться так: "Сказал Бог: да
будет свет. И стал свет", чтобы мы знали не только то,
что Бог сотворил свет, но и то, что Он сотворил его
через Свое Слово. Но так как нам нужно было указать
на три вещи, особенно важные для познания твари, а
именно: кто сотворил ее, через что сотворил, почему сот-
ворил; то и говорится: "Сказал Бог: да будет свет. И стал
свет. И увидел Бог свет, что он хорош". Итак, если мы
спросим: кто сотворил? ответ будет: Бог. Если спросим:
через что сотворил? сказал: да будет. Если спросим: почему
сотворил? потому что — это хорошо. Нет творца превос-
ходнее Бога, ни художества действительнее Слова Божия,
ни причины лучше той, чтобы благо было сотворено бла-
гим Богом. И Платон самой главной причиной сотворения
мира признает то, что благие творения должны были
произойти от благого Бога, — читал ли он это, или,
может быть, узнал от тех, которые читали, или при своем
весьма проницательном уме узрел невидимое Божие, види-
мое через творения, или научился у тех, которые додума-
лись до этого.
490