Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
нями" (Иез. XXVIII, 13)? Из этих слов видно, что он
некогда был без греха. Ибо несколько далее говорится
ему с большей выразительностью: "Ты совершен был в
путях твоих со дня сотворения твоего" (Иез. XXVIII, 15).
Если эти слова не могут иметь другого, более точного по
смыслу значения, то и "не устоял в истине" мы должны
понимать в том смысле, что он пребывал в истине, но
не остался в ней. И на основании этого выражение:
"Сначала диавол софешил", следует понимать так, что он
софешает не от того начала, когда он был сотворен, но
от начала феха, потому что фех получил начало от его
гордости.
Равным образом и то, что написано в книге Иова,
когда речь идет о диаволе: "Это — верх путей Божиих:
только Сотворивший его может приблизить к нему меч
Свой"* (Иов. XL, 14), согласно с чем, по-видимому, го-
ворит и псалом, в котором читаем: "Там этот левиафан,
которого Ты сотворил Ифать в нем" (Пс. ОН, 26), долж-
но пониматься нами не в том смысле, будто он с самого
начала создан был таким, чтобы над ним издевались ан-
гелы, а в том, что он подпал этому наказанию после
феха. Итак, по началу своему он есть создание Господне;
ибо даже в числе последних и низших животных нет
никакого естества, которого бы он не сотворил: от Него
всякая мера, всякий вид, всякий порядок, без которых
нельзя ни указать, ни вообразить ни одной вещи, а тем
более — ангельской твари, которая достоинством своей
природы превосходит все остальное, созданное Богом.
Глава XVI
Ибо в ряду того, что каким-либо образом существует,
но что не есть Бог, Которым оно сотворено, живущее
ставится выше неживущего, равно как и имеющее силу
рождать и даже желать ставится выше того, что не имеет
такого побуждения. И между живущими существами чув-
* У Августина: "Сотворенный на поругание ангелов".
484