Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/485"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
был истине", но сказал: "Не устоял в истине". Этим Он
хотел дать понять, что диавол отпал от истины; а если
бы устоял в ней, то, сделавшись ее участником, пребывал
бы блаженным вместе со святыми ангелами.
Глава XIV
Затем, как бы отвечая на вопрос наш: откуда видно,
что диавол не устоял в истине, — Господь показывает,
откуда, и говорит: "Ибо нет в нем истины" (Иоан. VIII,
44). Она была бы в нем, если бы он устоял в ней. Оборот
речи довольно редкий. Словами о том, что он не устоял
в истине, ибо нет в нем истины, дается как бы такая
мысль, что он не устоял в истине потому, что в нем не
было истины; между тем как главнейшею причиною, что
в нем нет истины, является то, что он не устоял в истине.
Подобный оборот употреблен и в псалме: "К Тебе взываю
я, ибо Ты услышишь меня" (Пс. XVI, 6). По-видимому,
следовало бы сказать: "Услышь меня, ибо я взываю к
Тебе". Но он сказал: "К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь
меня"; а затем, как бы отвечая на вопрос: чем он докажет,
что он воззвал, указывает на произведенное его воззванием
к Богу действие, — на то, что Бог услышал его. Он как
бы говорит так: я показываю здесь, что я воззвал, поелику
Ты услышал меня.
Глава XV
Так и относительно известных слов Иоанна о диаволе:
"Сначала диавол согрешил", они не понимают, что если
это естественное дело, то оно никоим образом не составляет
греха. А в таком случае что сказать относительно проро-
ческих свидетельств, — того ли, что говорит Исайя, выводя
диавола под образом князя вавилонского: "Как упал ты
с неба, денница, сын зари!" (Ис. XIV, 12); или того, что
говорит Иезекииль: "Ты находился в Едеме, в саду Божием;
твои одежды были украшены всякими драгоценными кам-
483