Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/480"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
воздух; так думали некоторые, не способные представить
себе бестелесную сущность. Но душа и воздух, несмотря
на великое между ними различие, имеют некоторое сход-
ство, так что не будет несообразностью сказать, что
бестелесная душа просвещается бестелесным светом простой
Премудрости Божией также точно, ка* телесный воздух
освещается телесным светом; и как воздух, оставленный
этим светом, помрачается (ибо так называемая тьма ка-
кого-либо телесного места есть не что иное, как воздух,
не имеющий света), так помрачается и душа, лишенная
света Премудрости.
Итак, соответственно этому и истинно божественное
потому и называется простым, что в нем не одно дело
свойство, и совсем иное — субстанция; и что оно не по
общению с другим божественно, премудро и блаженно.
Впрочем, в священном Писании Дух премудрости назы-
вается многочастным (Прем. VII, 22), потому что Он
многое имеет в себе; но то, что Он имеет, есть так же
и Отец, и это все — один. Ибо существуют не многие,
но одна Премудрость, заключающая в Себе некоторые
неизмеримые и бесконечные сокровища разумных вещей,
в числе коих все невидимые и неизменяемые основы
вещей, видимых и невидимых, через Нее же сотворенных.
Ибо Бог не творил ничего не зная, как не творит, строго
говоря, даже и какой-либо человек-художник; если же Он
сотворил все зная, то, без сомнения, Он сотворил то, что
знал. Отсюда вытекает нечто удивительное, но тем не
менее — истинное, а именно: что этот мир не мог бы
быть известным нам, если бы не существовал; но если
бы Богу он не был известен, то и не мог бы существовать.
Глава XI
Если это так, то те духи, которых мы называем ангелами,
никоим образом не были первоначально в известный
промежуток времени духами тьмы; но вместе с тем, как
были сотворены, сотворены были светом. Ибо они были
сотворены не только так, чтобы как-нибудь существовали
478