Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
святость, которую Он сообщил им и которую Он любит
в них, могла погибать подобным образом.
Глава XXIX
Итак, чада высочайшего и истинного Бога имеют свое
утешение, — утешение неложное, состоящее в надежде
не на предметы колеблющиеся и преходящие; саму земную
жизнь, в которой они воспитываются для жизни небесной,
отнюдь не находят они достойной сожаления, и благами
земными пользуются, как странники, не пленяясь ими;
злом же или испытываются, или исправляются. Те же,
которые над их испытаниями смеются, и когда случается,
что кто-либо из них подвергается каким-нибудь временным
несчастьям, говорят такому: "Где Бог твой?" (Пс. XLI,
11), те пусть скажут сами, где их боги, когда они пре-
терпевают такие же несчастья, ради избежания которых
этих богов и почитают, или утверждают, что ради этого
их следует почитать. Первые ответят: "Наш Бог присутствует
везде и всюду целокупно и нигде и ни в чем не заключен;
Он может тайно присутствовать и отсутствовать, не уда-
лившись; когда Он подвергает нас несчастьям, то или
заслуги испытывает, или грехи очищает, и при этом
приуготавливает нам вечную награду за благочестиво пере-
несенные нами временные несчастья. А вы кто такие,
чтобы с вами стоило говорить о ваших богах, а тем более
о нашем Боге, который "страшен паче всех богов. Ибо
все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил"
(Пс. XCV, 4, 5).
Глава XXX
Если бы жив был еще ваш знаменитый Сципион,
бывший некогда первосвященником, которого выбрал весь
сенат, когда искал самого достойного мужа для отправления
фригийского культа* в ужасное время пунической войны,
* Имеется и виду культ Кибелы — Великой Матери.
46