Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/476"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
ни о том, сотворены ли ангелы, ни о том, в каком
порядке сотворены. Но если они совершенно не опуще-
ны, то разумеются или под именем неба, когда говорит-
ся: "В начале сотворил Бог небо и землю"; или, скорее,
под именем того света, о котором я упоминал. А что они
не опущены, это я полагаю на том основании, что напи-
сано, что в седьмой день Бог почил от всех Своих дел,
сотворенных Им; между тем как книга начинается словами:
"В начале сотворил Бог небо и землю", чтобы дать понять,
что прежде неба и земли не было сотворено ничего другого.
Итак, если Бог начал с неба и земли, и земля эта,
сотворенная Им в начале, как вслед затем рассказывает
Писание, была безвидна и пуста и была тьма над бездною,
т. е. над некоторым неразличимым смешением земли и
воды; потому что не был еще сотворен свет, а где нет
света, там необходимо — тьма; и если дальнейшее творе-
ние упорядочило потом все, что, как повествуется, совер-
шено было в шесть дней: то каким образом могли бы
быть опущены ангелы, как бы не бывшие в числе дел
Божиих, от которых Он почил в седьмой день? А что
ангелы суть творения Божий, то хотя в данном месте, не
будучи совершенно обойдено, это высказывается неясно,
зато в других местах священное Писание выражается
однозначно. Так, (в книге Даниила) в песне трех отроков
в печи огненной при исчислении дел Божиих упомянуты
и ангелы. И в псалме поется: "Хвалите Господа с небес,
хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его,
хвалите Его, все воинство Его. Хвалите Его, солнце и
луна, хвалите Его, все звезды света. Хвалите Его, небеса
небес и воды, которые превыше небес. Да хвалят имя
Господа, ибо Он повелел, и сотворилось" (Пс. CXLVIII,
1 — 5). И здесь по откровению свыше сказано весьма
ясно, что ангелы сотворены Богом, потому что они упо-
мянуты в числе небесных творений и ко всем относятся
слова: "Он повелел, и сотворилось".
Кто же осмелится думать, что ангелы были сотворены
после всего того, что перечислено в шестидневном тво-
рении? А если кто и безумствует в этом роде, то его
суетность опровергает имеющее такой же авторитет другое
474