Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
велел, и сотворилось" (Пс. CXLVIII, 5), — повелел Словом
умным и вечным, а не звучащим и временным. Покой
Божий означает покой тех, которые успокаиваются в Боге.
Так радость дома означает радость веселящихся в доме,
хотя бы радовал их не сам дом, а что-нибудь другое. Если
же сам дом веселит обитателей своей красотою, то он
называется веселым не только по тому словоупотреблению,
по которому мы через содержание обозначаем содержимое,
как, например, когда говорим: театры рукоплещут, луга
ревут, между тем как в театрах рукоплещут люди, а в
лугах ревут быки; но и по тому (словоупотреблению), по
которому через причину обозначается действие, как, напри-
мер, письмо называем радостным для обозначения радости
тех, которых оно радует при чтении его.
Итак, пророк употребляет вполне соответствующее вы-
ражение, когда повествует, что Бог почил, обозначая этим
покой тех, которые в Нем успокаиваются и которых Он
сам успокаивает. Пророчество обещает людям, к которым
оно обращено и ради которых оно написано, что по
совершении добрых дел, которые в них и через них
производит Бог, они будут иметь вечный покой в Боге,
если прежде, в настоящей жизни, некоторым образом
приблизятся к Нему посредством веры. Это самое у
древнего народа Божия прообразовано по заповеди Бо-
жией покоем субботнего дня; о чем я считаю нужным
поговорить обстоятельнее в своем месте.
Глава IX
Так как я предположил говорить о происхождении
святого града и предварительно посчитал нужным сказать
о том, что относится к святым ангелам, составляющим
большую и тем блаженнейшую часть этого фада, что она
никогда не странствовала в чужбине, то ныне, с помощью
Божией, я и постараюсь разъяснить, насколько это пока-
жется необходимым, имеющиеся божественные свидетель-
ства об этом предмете. Когда священное Писание говорит
о сотворении мира, оно не говорит очевидным образом
473