Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/467"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
этот неизменяемый свет привлек его, давая ему наслаж-
дение, но даже и для того, чтобы он мог просто вынести
его, ум прежде всего должен быть напоен и очищен верой,
пока, день ото дня обновляемый и врачуемый, сделается
способным к восприятию столь великого счастья. Но чтобы
в этой вере человек надежнее шел к истине, сама Истина
— Бог, Сын Божий, восприняв человечество и не утеряв
Божества, упрочил и утвердил эту самую веру, дабы она
была путем к Богу человека через Богочеловека. Он-то и
есть Посредник между Богом и человеком — человек
Иисус Христос. Вот почему Он — посредник, почему —
человек и почему — путь. Если между тем, кто стремится
чего-либо достигнуть, и целью, к которой он стремится,
посредствует путь, то существует и надежда на достижение
цели. А если пути нет или путь, которым следует идти,
неизвестен, то что пользы знать, куда следует идти?
Единственный же совершенно надежный путь состоит в
том, что Он же есть и Бог, и человек: как Бог — Он
цель, к которой идут, как человек — Он путь, по которому
идут.
Глава III
Он, говоривший, насколько считал достаточным, сначала
через пророков, потом лично Сам, после же — через
апостолов, произвел так же и Писание, называемое кано-
ническим и обладающее великим авторитетом. Этому Писа-
нию мы доверяем в тех вещах, незнание которых вредно,
но и знания которых мы не в состоянии достигнуть сами.
Ибо если на основании собственного свидетельства может
быть познано нами то, что не удалено от наших чувств,
внутренних или даже внешних, и что потому называется
подлежащим чувствам (praesentia) в том смысле, как на-
зывается подлежащим зрению то, что находится перед
глазами; то в отношении того, что удалено от наших
чувств, поскольку мы не можем знать его при помощи
собственного свидетельства, мы непременно требуем пос-
тороннего свидетельства и верим тем, относительно которых
не сомневаемся, что оно не удалено или не было удалено
465