Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
плоти, и то, что совершилось в Нем и исполнилось во
имя Его; покаяние людей и обращение их воли к Богу;
прощение грехов; благодать праведности; вера благочес-
тивых и по всей вселенной множество верующих в истин-
ное Божество; ниспровержение почитания идолов и демонов
и упражнение посредством искушений; очищение преус-
певающих и освобождение их от всякого зла; день суда;
воскресение мертвых; вечное осуждение общества нечес-
тивых и вечное царство славнейшего града Божия, на-
слаждающегося бессмертно лицезрением Бога. Из всего
этого мы видим столь многое исполнившимся, что с
истинным благочестием надеемся на исполнение и осталь-
ного. Те, которые, согласно свидетельству священных Писа-
ний, предсказывающих и подтверждающих этот путь, не
верят и потому не понимают, что этот путь прямо приводит
к самому видению Бога и к вечному общению с Ним,
могут нападать на этот путь, но уничтожить его не могут.
Поэтому в оконченных уже десяти книгах мы, хотя и
не вполне удовлетворили требованиям иных, удовлетворили,
насколько истинному Богу и Господу угодно было помочь
нам в этом, любви некоторых, опровергнув возражения
нечестивых, которые своих богов предпочитают Создателю
святого града, рассуждать о котором мы поставили своею
задачей. Из этих десяти книг первые пять были направле-
ны против тех, которые думают, что богов следует почитать
ради благ настоящей жизни, последние же пять — против
тех, которые полагают, что почитание богов следует сох-
ранить ради жизни, которая имеет наступить после смерти.
Теперь, согласно данному в первой книге обещанию, я
изложу с помощью Божией то, что считаю нужным сказать
о начале, распространении и предназначенном конце обоих
градов, которые, как мы сказали, переплетены и взаимно
перемешаны в настоящем веке.