Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/463"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
когда возвещалось, как уже совершившееся, — никто не
спасся, никто не спасается и никто не спасется.
Порфирий говорит, что изучение истории еще не дало
ему сведений о всеобщем пути к душевному спасению.
Но что же можно найти более славного и более верного
по сравнению с историей, которая победила весь мир с
таким возвышенным авторитетом и в которой повествует-
ся о столь великом пришлом, а равно предсказывается о
таком будущем, из которого многое мы видим уже со-
вершившимся, а что еще не совершилось, должно, безус-
ловно, совершиться? Порфирий или какие бы там ни
были платоники не могут же относительно этого пути
презирать предсказания и пророчества о земных, будто бы
имеющих отношение к настоящей смертной жизни пред-
метах, как заслуженно относятся они с презрением ко
всяким другим предсказаниям и пророчествам, совершае-
мых при помощи каких бы то ни было способов или
искусств. Они отрицают, что эти последние следует считать
делом великих людей или вообще делом великим. И
справедливо. Такие пророчества и прорицания или совер-
шаются вследствие предощущения некоторых низших при-
чин подобно тому, как с помощью медицинской науки
на основании симптомов делаются предположения об ис-
ходе болезни; или же возвещаются нечистыми демонами
как их собственные действия, право на которые они
некоторым образом усвояют себе как по отношению к
умам и желаниям людей нечестивых, чтобы руководить
ими в исполнении этих желаний, так и по отношению к
низшей материи немощной человеческой природы.
Не о таких вещах старались пророчествовать, как о
вещах великих, святые люди, шедшие по всеобщему пути
душевного спасения; хотя и подобные вещи не ускользали
от них и часто, чтобы им верили, они предсказывали о
таком, что не могло быть доступным для чувств смертных
и быть легко объяснимым опытностью. Было другое,
поистине великое и божественное, что, познав, насколько
то было дано, волю Божию, они предсказывали как
имеющее быть. В Писаниях, указывающих этот путь,
предсказаны и обетованы: Христос, имеющий прийти во
461