Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима"
(Лук. XXIV, 44 — 47).
Итак, вот всеобщий путь к спасению души, который
святые ангелы и святые пророки указывали и предрекали
сперва немногим людям, приобретавшим, где это было
для них возможно, благодать Божию, а потом и еврейскому
народу, сама священная республика которого была, так
сказать, пророчеством и предвозвещением града Божия,
который должен был составиться из всех народов, —
указывали скинией, храмом, священством и жертвами,
предрекали некоторыми ясными, а некоторыми и таин-
ственными изречениями. Явившийся же во плоти сам
Ходатай и Его блаженные апостолы, открывая благодать
Нового завета, яснее указали то, что в прежние времена
обозначаемо было с некоторой прикровенностью приме-
нительно к возрастам человеческого рода, как это угодно
было расположить премудрому Богу; причем подтверж-
дением служили чудесные божественные дела, о некоторых
из которых я уже упомянул выше. Не только совершались
явления ангелов и звучали слова небесных служителей, но
и люди чистосердечно благочестивые, действуя словом
Божийм, изгоняли нечистых духов из тела и чувств че-
ловека; исцеляли телесные недостатки и болезни, заставляли
исполнять божественные повеления диких животных, птиц
небесных, деревья, стихии, светила; подчиняли себе силы
ада; воскрешали мертвых. Не говорю уже об особенных
и чрезвычайных чудесах самого Спасителя, а главное —
о чуде Его рождения и воскресения. В первом Он показал
тайну девства матери, а во втором пример тех, которые
имеют в конце веков воскреснуть. Этот путь очищает всего
человека и готовит смертного к бессмертию во всех частях,
из которых состоит человек. Ибо истиннейший и могу-
щественнейший Очиститель и Спаситель затем и принял
на Себя всего человека, чтобы не искали иного очищения
для той части, которую Порфирий называет умной, иного
для той, которую он называет чувственной, и иного —
для самого тела. Помимо этого пути, который всегда был
открыт роду человеческому: отчасти — когда все это
предвозвещалось, как имеющее совершиться, отчасти —
460