Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
в действительности его только потому, что не уверовал в
него или не узнал его. Итак, говорю, вот этот всеобщий
путь к душевному спасению, о котором верный Авраам
получил божественное обетование: "Благословятся в семени
твоем все народы земли" (Быт. XXII, 18). Хотя он был
родом халдей, но чтобы он мог получить такого рода
обетования и чтобы от него распространилось семя, пре-
поданное "чрез Ангелов, рукою посредника" (Гал. III, 19),
в котором заключается этот всеобщий, данный всем на-
родам путь ко спасению души, ему велено было оставить
свою землю, свой род и дом отца своего. Освободившись,
таким образом, от халдейских суеверий, он стал потом
почитателем единого истинного Бога и непреложно уве-
ровал в Его обетования. Вот тот небесный путь, о котором
в святом пророчестве сказано: "Боже! будь милостив к
нам и благослови нас; освети нас л идем Твоим, дабы
познали на земле путь Твой, во всех народах спасение
Твое" (Пс. LXVI, 2, 3).
Поэтому гораздо позднее, по принятии плоти от семени
Авраама, сам Спаситель говорит о Себе: "Я есмь путь и
истина и жизнь" (Иоан. XIV, 6). Вот тот всеобщий путь,
о котором гораздо раньше этого сказано было пророком:
"И будет в последние дни, гора дома Господня будет
поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и
потекут к ней все народы. И пойдут многие народы, и
скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога
Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить
по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово
Господне — из Иерусалима" (Ис. II, 2, 3). Итак, этот
путь не есть путь одного народа, а всех народов. Закон
и слова Господа не остались на Сионе и в Иерусалиме,
а выступили оттуда, чтобы распространиться по всей
вселенной. Поэтому сам Ходатай после Своего воскресе-
ния говорит ужаснувшимся ученикам Своим: "Надлежит
исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисе-
евом и в прюроках и псалмах. Тогда отверз им ум к
уразумению Писаний и сказал им: так написано, и так
надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в
третий день. И проповедану быть во имя Его покаянию
459