Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/46"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Но поелику эта последняя таковою не является, то, значит,
никакой законной нету вообще.
Глава XXVIII
Итак, верные Христовы, пусть ваша жизнь не будет
вам в тягость, если ваша непорочность подверглась пору-
ганию врагов. Если совесть ваша чиста, вы имеете великое
и истинное утешение в том, что у вас не было соизволения
на грех тех, которым было попущено согрешить над вами.
А если спросите, почему попущено, то знайте, что есть
некое высшее провидение Творца и Промыслителя мира,
и "непостижимы судьбы Его, и неисследимы пути Его"
(Рим. XI, 33). Тем не менее, спросите чистосердечно вашу
душу, не слишком ли возгордились вы благом вашей
чистоты, воздержания или целомудрия и, увлекшись че-
ловеческими похвалами, не позавидовали ли некоторым
даже и в этом? Не обвиняю в том, чего не знаю, и не
слышу, что на ваш вопрос отвечают вам сердца ваши.
Однако, если бы они ответили, что это так, то не
удивляйтесь, что вы утратили то, чем думали нравиться
людям, и остались при том, чего людям показать нельзя.
Если соизволения на грех у вас не было, в таком случае
вам была ниспослана божественная помощь, чтобы вы не
утратили божественной благодати; но вы подверглись че-
ловеческому поруганию, чтобы не любили человеческой
славы. Утешьтесь, малодушные, и тем и другим: в одном
испытанные, от другого очищенные; в том оправданные,
в этом исправленные.
Те же из вас, сердца которых ответят, что они никогда
не превозносились благом или девства, или вдовства, или
супружеской верности, но "последовали смиренным" (Рим.
XXII, 16); дару Божию радовались со страхом, не завидовали
чьему-либо превосходству в той же чистоте и святости,
но, презирая человеческую похвалу, обыкновенно тем более
расточаемую, чем менее желают того, что заслуживает
похвалы, — и те, которые таковы, если подверглись
насилию варварского сладострастия, пусть не нарекают на
44