Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/458"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
нею и след; тем не менее, никто не усомнился бы, что
след сделан ногою и что ни один из этих двух предметов
не был раньше другого; таким образом, — прибавляют
они, — и мир, и созданные в нем боги могли существовать
вечно при вечном существовании сотворившего их, и в
то же время быть сотворенными". Но €сли душа сущес-
твовала вечно, не следует ли сказать, что вечно сущест-
вовало и ее злополучие? Если же нечто, чего от вечности
в ней не было, начало существовать во времени, то почему
же не могло случиться так, что начала существовать во
времени и сама она, хотя прежде ее и не было? С другой
стороны, блаженство ее, имеющее быть после испытания
зла более надежным и, как сам же он признается, бес-
конечным, несомненно началось во времени; несмотря на
это оно будет существовать всегда, хотя прежде его и не
было.
Таким образом, разрушается вся та аргументация, на
основании которой они думают, что нет ничего, что не
могло бы быть бесконечным по времени, кроме того, что
не имеет начала во времени. Оказалось, что есть блаженство
души, которое, имея начало во времени, конца во време-
ни иметь не будет. Таким образом, человеческая немощь
должна уступить божественному авторитету; и мы должны
относительно истинного благочестия верить тем блажен-
ным и бессмертным существам, которые не требуют себе
почитания, приличествующего, как они знают, их Богу,
Который и для нас — Бог, и велят, чтобы жертвы мы
приносили только Тому, жертвой Кому вместе с ними
должны быть и мы (как часто я говорил и буду говорить
еще). Этою жертвой мы должны быть Ему через того
Священника, Который, приняв на себя человека и бла-
говолив быть в нем священником, удостоил сделаться за
нас жертвой даже до смерти.
Глава XXXII
Такова религия, которая представляет собою всеобщий
путь к душевному спасению; так как ни в одной религии,
456