Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
знания, утверждаете даже, что они — существа живые,
блаженные и вечные вместе с этими телами.
Что же значит, что когда внушается вам христианская
вера, вы забываете тогда или притворяетесь незнающими
того, о чем рассуждаете и чему обыкновенно учите? Почему
из-за своих мнений, которые вы сами*же опровергаете,
вы не хотите быть христианами, как не потому, что
Христос явился в уничижении, а вы горды? Какими будут
тела святых в воскресении, вопрос этот гораздо тщательнее
может быть обсужден людьми, глубоко знающими священ-
ное Писание; мы нисколько не сомневаемся, однако же,
что они будут вечными, и будут такими, каким было и
тело Христово в Его воскресении. Но какими бы эти тела
ни были, коль скоро проповедуется, что они будут не-
тленными, бессмертными и ничем не мешающими тому
созерцанию души, которым она устремляется к Богу; коль
скоро и сами вы говорите, что в небесах существуют
бессмертные тела бессмертно-блаженных; то почему вы
думаете (а думаете вы так, чтобы казаться людьми, избе-
гающими христианской веры якобы на разумном осно-
вании), что всякое тело должно исчезнуть, чтобы мы были
блаженными, если не потому, что Христос — повторяю
опять — явился в смирении, а вы горды?
Быть может, вы стыдитесь исправиться? И это опять-
таки порок гордых. Ученым-де людям стыдно из учеников
Платона сделаться учениками Христа, Который своим
Духом научил рыбака рассуждать и говорить так: "В начале
было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть,
и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В
нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; и свет во
тьме светит, и тьма не объяла его" (Иоан. I, 1 — 5).
Один платоник, как слыхивали мы часто от святого старца
Симплициана, бывшего впоследствии епископом медиолан-
ской церкви, говорил, что это начало святого Евангелия,
носящего название "Евангелие от Иоанна", должно бы
быть начертано золотыми буквами и выставлено во всех
церквях на самых видных местах. Но на взгляд гордых,
этот Бог и Учитель потому и не имеет цены, что "Слово
452