Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Губит и отвергает Он в них не Свою премудрость, не
премудрость, которую даровал Он, а ту, которую прис-
ваивают себе люди, не имеющие Его премудрости. Поэтому,
приведя упомянутое пророческое свидетельство, апостол
говорит: "Где мудрец? где книжник? где совопросник века
сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в
премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством
проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес,
и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа
распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа,
Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое
Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее
человеков" (I Кор. I, 20 — 25). Это-то немудрое и
немощное и презирают люди мнимо-мудрые и крепкие
добродетелью. Но оно — благодать Божия, которая исце-
ляет немощных, не гордящихся своим ложным блаженст-
вом, а напротив, смиренно сознающих свое истинное
злополучие.
Глава XXIX
Ты говоришь об Отце и Его Сыне, Которого называешь
мыслью или умом Отца, и о среднем между тем и другим,
разумея под этим, по нашему мнению, Святого Духа, и
по вашему обыкновению называешь их тремя богами. Хотя
вы употребляете и на этот раз выражения неточные, одна-
ко же некоторым образом, как бы сквозь тень легкого
призрака, видите, где следует искать точку опоры; но не
хотите признать воплощения неизменяемого Сына Божия,
Которое спасает нас, дабы мы могли достигнуть того, во
что веруем или что до некоторой степени разумеем. Да
как бы там ни было, хотя бы издали, хотя бы и затума-
ненным взором вы видите то отечество, в котором надлежит
водвориться, но не вступаете на тот путь, который ведет
туда. Впрочем, ты признаешь благодать, когда говоришь,
что немногим дано постигать Бога путем умной доброде-
тели. Не говоришь "немногим было угодно", или "немногие
449